РЦ ЕС ОрВД

Районный центр Единой системы организации воздушного движения (РЦ ЕС ОрВД) осуществляет обслуживание воздушного движения (ОВД) в установленной зоне ответственности, планирование и координирование использования воздушного пространства (ИВП), контроль за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации. Решение задач ОВД возложено на диспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением, вопросы планирования относятся к компетенции специалистов группы планирования и координирования ИВП.

Зона ответственности Санкт-Петербургского РЦ ЕС ОрВД подразделяется на 7 секторов ОВД, один из которых предназначен для обслуживания полетов вне воздушных трасс. Обслуживание также предоставляется в 2 секторах МДП, где выполняются полеты в неконтролируемом воздушном пространстве и на местных воздушных линиях.

Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД взаимодействует со смежными РЦ Таллинна, Тампере, Риги, Архангельска, Мурманска, Вологды, Москвы, а также с Санкт-Петербургским АДЦ, КДП аэродромов гражданской и государственной авиации, органами ВВС и ПВО.  Обмен полетными данными со всеми смежными РЦ осуществляется по протоколу OLDI. В 2014 году Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД стал первым в РФ районным центром, где процедура автоматизированного обмена данными по протоколу OLDI организована со всеми смежными РЦ.

Санкт-Петербургский РЦ ЕС ОрВД входит в число наиболее загруженных в России. Разветвленная сеть воздушных трасс, находящихся в зоне ответственности, простирается до удаления 750 км от Санкт-Петербурга.

Отличительной особенностью Санкт-Петербургского РЦ является наличие государственной границы Российской Федерации и большое количество международных полетов. Диспетчеры РЦ предоставляют обслуживание воздушным судам более 70 различных авиакомпаний. 60% воздушного движения в зоне ответственности составляет транзитный поток, в том числе по участкам воздушных трасс легендарного Транссиба, проходящего через Санкт-Петербургский район. Кроме того, любое воздушное судно, прибывающее или вылетающее с аэродрома Санкт-Петербург (Пулково), также обслуживается диспетчерами районного центра. В связи с общей тенденцией к росту интенсивности воздушного движения (в период 2010-2014 гг. отмечался ежегодный рост на 10-15 %, в 2015 году снижение на 15 %) постоянно ведется работа по оптимизации структуры и повышению пропускной способности воздушного пространства.

Так, в 2011-12 гг. было скорректировано местоположение воздушных трасс, пересекающих границу с Финляндией, введены параллельные воздушные трассы в восточном направлении. В рамках проекта масштабной реорганизации воздушного пространства московской и смежных с ней воздушных зон подготовлена новая сеть маршрутов ОВД петербургского района, предусматривающая, в том числе, организацию параллельных непересекающихся маршрутов на направлении Санкт-Петербург – Москва. Реализация этого проекта затронет не только зону ответственности РЦ ЕС ОрВД, но и воздушное пространство района аэродрома Пулково, на границе которого появятся новые точки входа и выхода, будут введены новые стандартные маршруты вылета и прибытия, обеспечивающие применение новой технологии ОВД в районе аэродрома – Point Merge. Все это в комплексе позволит повысить пропускную способность воздушного пространства зоны ответственности центра и обеспечить безопасность полетов в условиях повышенной интенсивности воздушного движения.

В рамках федеральной программы укрупнения центров ОВД «12+1» проводится поэтапное укрупнение зоны ответственности центра. В 2011 г. к Санкт-Петербургскому РЦ был присоединен  Петрозаводский сектор, в 2013 г. еще один –  Великолукский сектор. В перспективе в состав Санкт-Петербургского района войдут Вологодский, Мурманский, Архангельский, Сыктывкарский РЦ. Зона ответственности существенно увеличится, а количество секторов возрастет до 20, что сделает СПб РЦ самым крупным в России. Планирование и координирование ИВП уже начиная с сентября 2015 г. осуществляется в границах будущего укрупненного центра. Расширение зоны ответственности группы планирования было реализовано на раннем этапе в соответствии с утвержденным планом создания укрупненного центра. Последующий перевод смежных секторов ОВД в Санкт-Петербург будет осуществлен после ввода в строй нового здания укрупненного центра, окончание строительства которого планируется в 2017 г. Новый центр будет оснащен аэродромно-районным комплексом средств автоматизации КСА УВД «Галактика», что позволит обеспечить современный уровень автоматизации ОВД.