АКДП

ОВД в диспетчерской зоне

В состав аэродромного командного диспетчерского пункта (АКДП) входят диспетчерские пункты Вышка (секторы В1, В2, В3), Руление (Р1), а также пункт обслуживания вылета Деливери. Диспетчеры АКДП осуществляют обслуживание воздушного движения на площади маневрирования аэродрома (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки) и в воздушном пространстве диспетчерской зоны на высотах от земли до 450 м. Персонал АКДП контролирует также движение транспортных средств (автомобилей) на площади маневрирования. Диспетчер Деливери выдает летным экипажам диспетчерские разрешение на выполнение полета и информацию об условиях выхода из района аэродрома, а также другую информацию, влияющую на производство полета.

В дневное время полеты выполняются одновременно с двух параллельных взлетно-посадочных полос (ВПП), что требует от диспетчеров секторов В1 и В2 координации своих действий. Ночью, с целью снижения шума, взлетно-посадочные операции производятся только с одной ВПП. Существенное влияние на работу оказывают полеты малой авиации (вертолеты, легкие самолеты), взлеты и посадки которых необходимо обеспечить в промежутках между взлетами и посадками рейсовых авиалайнеров. В работе персонал использует информацию, представленную одновременно на нескольких мониторах (индикатор воздушной обстановки, мониторы видеонаблюдения, индикатор обзора летного поля, метеодисплей), и осуществляет визуальный контроль движения, что требует высокой концентрации внимания.

Рабочие места диспетчеров АКДП оснащены современными средствами автоматизации. Контроль воздушной и наземной обстановки ведется с использованием комплексов средств автоматизации КСА УВД «Галактика» и КСА НКАД «Вега».

Конфигурация рабочих мест

Работа в секторах В1, В2 и Р1 в периоды повышенной интенсивности воздушного движения осуществляется двумя диспетчерами – диспетчером управления и диспетчером обеспечения. Это позволяет обеспечить непрерывный контроль обстановки и подстраховать друг друга от возможных ошибок. Возглавляет смену руководитель полетов АКДП. Все специалисты АКДП работают в диспетчерском зале, расположенном на вышке. Вспомогательные стартовые диспетчерские пункты, находящиеся непосредственно у ВПП, в настоящее время используются в качестве резервных рабочих мест.

Современные процедуры ОВД

Планы администрации аэропорта Пулково по увеличению пассажиропотока с 14 (2015 год) до 18 млн. человек в год (2018 год) требует совершенствования технологических процедур обслуживания воздушного движения, повышения профессионального мастерства персонала.

С целью увеличения пропускной способности аэродрома в 2013 году подготовлены к внедрению процедуры сокращенного эшелонирования на ВПП, применяемые во многих загруженных аэропортах. Внедрение этих процедур будет реализовано при необходимости в случае существенного роста интенсивности воздушного движения.

В 2014 году на аэродроме Пулково введены раздельные параллельные операции, существенно повысившие эффективность аэродромного диспетчерского обслуживания. При работе одной ВПП на взлет, а второй ВПП на посадку выполнение взлетов и посадок осуществляется независимо друг от друга. Для реализации такого режима работы траектории ухода на второй круг изменены в соответствии с требованиями ФАП ОрВД и обеспечивают угол расхождения в 30 градусов между линией пути вылета и линией пути ухода на второй круг с параллельной ВПП. По расчетам, выполненным рабочей группой службы движения, количество взлетно-посадочных операций при использовании данного режима на аэродроме Пулково может быть увеличено до 48 в час, что позволит обеспечить планируемый к 2018 году объем авиаперевозок.