АДЦ

ОВД в районе аэродрома

Аэродромный диспетчерский центр (АДЦ) осуществляет диспетчерское обслуживание подхода и аэродромное диспетчерское обслуживание в районе аэродрома Санкт-Петербург (Пулково). Диспетчеры АДЦ контролируют полеты воздушных судов, используя данные радиолокаторов, многопозиционной системы наблюдения, информацию комплекса средств автоматизации КСА УВД «Галактика» и доклады экипажей воздушных судов.

В периоды повышенной интенсивности воздушного движения (ИВД) в каждом из секторов подхода работают по два диспетчера – диспетчер радиолокационного управления, осуществляющий радиообмен с экипажами воздушных судов, и диспетчер процедурного контроля, координирующий работу с диспетчерами смежных пунктов. Организует и контролирует работу персонала смены руководитель полетов АДЦ.

Зона ответственности Санкт-Петербургского АДЦ – одна из наиболее загруженных аэродромных зон в Российской Федерации, уступающая по интенсивности полетов только Московскому узловому диспетчерскому району.

Взлетно-посадочные операции на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково)

Воздушные суда многих стран мира выполняют полеты в аэропорт Пулково. В 2018 году пиковая интенсивность воздушного движения составила 896 взлетно-посадочных операций в сутки и 52 взлетно-посадочные операции в час. Пассажиропоток в аэропорту Пулково превысил 17 млн. человек. По этим показателям аэропорт Пулково занимает 4-е место в России после Домодедово, Шереметьево и Внуково и успешно конкурирует с довольно загруженным по европейским меркам аэропортом Хельсинки-Вантаа.

Наличие параллельных взлетно-посадочных полос (ВПП) на аэродроме Пулково обеспечивает высокую пропускную способность наземного комплекса. Расстояние между осевыми линиями ВПП составляет 1,5 км, что дает возможность использовать полосы независимо друг от друга, фактически, как два близко расположенных аэродрома. Применение раздельных параллельных операций, когда одна ВПП используется на взлет, а вторая на посадку независимо друг от друга, позволяет выполнять в аэропорту Пулково до 48 взлетно-посадочных операций в час. При таком количестве взлетов и посадок создается высокая плотность движения в воздухе, что требует соответствующих технологических процедур для обеспечения безопасности и экономичности полетов.

Новая технология ОВД в районе аэродрома – Point Merge

В 2017 году в Санкт-Петербургском центре ОВД впервые в России внедрена современная технология обслуживания воздушного движения (ОВД) – Point Merge System (PMS). Разработка этой технологии была начата Евроконтролем в 2007 году. В 2012 году PMS была внедрена в Осло, в 2012 году в Дублине, затем еще в ряде европейских аэропортов. Характерным элементом Point Merge является наличие дугообразных траекторий задержки (sequencing legs), с помощью которых диспетчер создает интервалы между воздушными судами, заходящими на посадку. Применение данной технологии позволяет снизить объем радиообмена между диспетчерами и летными экипажами и повысить пропускную способность воздушной зоны. Кроме того, новые процедуры маневрирования позволяют экипажам выполнять снижение с более оптимальным профилем, и, как следствие, минимизировать расход авиатоплива и выбросы в атмосферу вредных веществ от работы авиационных двигателей.

Внедрение технологии Point Merge в Пулково потребовало серьезной подготовительной работы. В 2014 году рабочая группа Санкт-Петербургского центра ОВД посетила с рабочим визитом провайдера аэронавигационных услуг Норвегии авиапредприятие Avinor. В ходе визита наши специалисты ознакомились с практикой использования Point Merge в районе аэродрома Осло. Затем был изучен опыт внедрения Point Merge в аэропорту Дублин. Вариант Дублина был принят за основу для реализации в аэропорту Пулково. Специалистами СЗРЦАИ совместно с рабочей группой АДЦ были разработаны новые схемы маневрирования, которые были опробованы на летных тренажерах авиакомпании «Аэрофлот», а затем во время тестовых полетов экипажами воздушных судов авиакомпании «Россия». Летный состав дал высокую оценку новым процедурам маневрирования. В течение 2015-2016 гг. проводилось обучение диспетчерского персонала. В 2017 году новые процедуры маневрирования были успешно введены в эксплуатацию. 

Конфигурация рабочих мест АДЦ

В состав петербургского АДЦ входят диспетчерские пункты подхода и круга. Зона ответственности диспетчерского пункта круга представляет собой пространство в пределах 50 км от контрольной точки аэродрома в диапазоне высот от земли до эшелона полета 80 (2450 м). Все взлетающие и заходящие на посадку воздушные суда проходят через данный сектор, что создает значительную нагрузку на диспетчера круга в условиях высокой интенсивности воздушного движения. При пиковых нагрузках сектор К становится «узким местом». Практика ОВД в летний период при повышенной интенсивности воздушного движения, а также моделирование воздушной обстановки на диспетчерском тренажере показывают, что при интенсивности полетов более 40 воздушных судов в час диспетчер круга работает с большой нагрузкой. Очевидно, что дальнейший рост интенсивности полетов потребует принципиально новой секторизации воздушного пространства. Одним из вариантов является организация сектора, работающего в ближней зоне только с прилетающими воздушными судами. При этом вылетающие воздушные суда после взлета сразу попадают в сектор подхода. Такая функциональная секторизация может более равномерно распределить нагрузку между секторами АДЦ, что повысит пропускную способность района аэродрома в целом.