АДЦ

ОВД в районе аэродрома

Аэродромным диспетчерским центром (АДЦ) осуществляется диспетчерское обслуживание подхода в районе аэродрома Санкт-Петербург (Пулково). Диспетчеры АДЦ контролируют полеты воздушных судов, используя данные радиолокаторов, радиопеленгаторов, информацию комплекса средств автоматизации КСА УВД «Галактика» и доклады экипажей.

В периоды повышенной интенсивности воздушного движения (ИВД) в каждом из секторов подхода работают по два диспетчера – диспетчер радиолокационного управления, осуществляющий радиообмен с экипажами воздушных судов, и диспетчер процедурного контроля, координирующий работу с диспетчерами смежных пунктов. Организует и контролирует работу персонала смены руководитель полетов АДЦ.

Зона ответственности Санкт-Петербургского АДЦ – одна из наиболее загруженных аэродромных зон в Российской Федерации, уступающая по интенсивности полетов только Московскому узловому диспетчерскому району.

Взлетно-посадочные операции на аэродроме Санкт-Петербург (Пулково)

Воздушные суда многих стран мира выполняют полеты в аэропорт Пулково. В 2015 году пиковая интенсивность воздушного движения составила 620 взлетно-посадочных операций в сутки и 43 взлетно-посадочные операции в час. Пассажиропоток в аэропорту Пулково составил 14 млн. пассажиров. Эти цифры сравнимы с интенсивностью полетов в соседнем довольно загруженном по европейским меркам аэропорту Вантаа, Хельсинки.

Благодаря рациональному расположению параллельных взлетно-посадочных полос (ВПП) аэродром Пулково имеет значительный потенциал для увеличения интенсивности воздушного движения.  Расстояние между осевыми линиями ВПП составляет 1,5 км, что позволяет использовать полосы независимо друг от друга, фактически как два близко расположенных аэродрома. Применение раздельных параллельных операций, когда одна ВПП используется на взлет, а вторая на посадку независимо друг от друга, позволяет выполнять в аэропорту Пулково до 48 взлетно-посадочных операций в час. Это соответствует планам руководства аэропорта увеличить количество обслуживаемых пассажиров до 18 млн. человек в год. Однако, увеличение количества взлетно-посадочных операций увеличивает и плотность движения в воздухе, что требует внедрения новых технологических процедур для обеспечения безопасности и экономичности полетов. 

Новая технология ОВД в районе аэродрома – Point Merge

Одна из современных технологий ОВД – Point Merge System, внедренная в 2011 году в Осло, в 2012 году в Дублине, активно изучается специалистами Санкт-Петербургского центра ОВД. Новая структура воздушного пространства района аэродрома Пулково, переход на которую планируется осенью 2016 года, предусматривает применение данной технологии. Характерным элементом Point Merge является наличие т.н. вееров (sequencing legs), с помощью которых диспетчер создает интервалы между воздушными судами на посадку. Применение данной технологии позволяет снизить объем радиопереговоров между диспетчерами и летными экипажами и повысить пропускную способность воздушной зоны. Кроме того, новые процедуры маневрирования позволяют экипажам выполнять снижение и набор высоты с оптимальным профилем, и, как следствие, минимизировать расход авиатоплива и выбросы в атмосферу вредных веществ от работы авиационных двигателей.

Внедрение новых технологий требует серьезной подготовительной работы, включая теоретическую и тренажерную подготовку диспетчерского состава. В апреле 2014 года рабочая группа Санкт-Петербургского центра ОВД посетила с рабочим визитом провайдера аэронавигационных услуг Норвегии авиапредприятие Avinor. В ходе визита наши специалисты ознакомились с работой центра ОВД Осло и службы движения аэропорта Гардермуен, структурой воздушного пространства, особенностями обслуживания воздушного движения применительно к процедуре Point Merge, режимами использования параллельных ВПП, опытом обучения и стажировки персонала. В течение 2015 года проводилось обучение персонала петербургского АДЦ для работы в условиях новой структуры воздушного пространства района аэродрома Пулково с использованием принципов Point Merge. 

Конфигурация рабочих мест АДЦ

В состав петербургского АДЦ входят диспетчерские пункты подхода и круга. Такая конфигурация рабочих мест сохранилась со времен Советского Союза. Зона ответственности диспетчерского пункта «Круг» представляет собой круг радиусом 50 км от контрольной точки аэродрома в диапазоне высот от земли до эшелона полёта 60 (1850 м). Все взлетающие и заходящие на посадку воздушные суда проходят через данный сектор, что создает значительную нагрузку на диспетчера круга в условиях высокой интенсивности воздушного движения. При пиковых нагрузках сектор К становится «узким местом». Практика ОВД в летний период при повышенной интенсивности воздушного движения, теоретические расчеты и моделирование воздушной обстановки на диспетчерском тренажере показывают, что при интенсивности полетов более 40 воздушных судов в час диспетчер круга работает с большой нагрузкой. Очевидно, что дальнейший рост интенсивности полетов потребует принципиально новой секторизации воздушного пространства. Одним из вариантов является организация сектора, работающего в ближней зоне только с прилетающими воздушными судами. При этом вылетающие воздушные суда после взлета сразу попадают в сектор подхода. Такая секторизация позволит более равномерно распределить нагрузку между секторами АДЦ и повысить пропускную способность района аэродрома в целом.